Калининградский кафедральный собор. Могила Канта в Калининграде. Надпись на могиле Канта. Иммануил Кант. В руинах после войны

Как уже говорилось , Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".

И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".

О том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о , заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:

Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.

Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.

По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.

Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:

Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:

Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:

Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед Кете Кольвиц , о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.

Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:

С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):

При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:

Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:

В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:

Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов ( , и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:

Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:

Слева - православная:

С копией "Нерушимой Стены" из и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:

Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:

Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):

Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:

Вдоль лестницы - витражи:

Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:

Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:

В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:

Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

Даже чёрт тут лапочка:

Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:

Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:

Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?

Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?

Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):

Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

Дата фотосъемки: сентябрь 2002 и 2008 года

Кафедральный собор Кенигсберга в Калининграде, 2002 год
4725 на 3545 пикселей можно открыть в новом окне)

Кафедральный собор Кенигсберга для Калининграда имеет, наверное, такое же историческое значение, что и Кремль для Москвы. По сути, Кафедральный собор - это визитная карточка Калининграда , важнейшая и древнейшая достопримечательность города.

Изображения Кафедрального собора встречаются повсюду: на открытках, на кружках и янтарных картинах.


Кафедральный собор до войны

Кафедральный собор находится на острове (Кнайпхоф, Kneiphof), окруженный со всех сторон водой. Этот остров до войны был очень плотно застроен. На фотографиях внизу видно, что Кафедральный собор до войны со всех сторон был окружен домами.



В руинах после войны

После войны все здания на острове были разрушены, а сам Кафедральный собор был сильно поврежден и практически полностью выгорел.


После войны Кафедральный собор находился в руинах. Его могла ожидать участь Королевского замка , который был полностью разрушен в 1960-х годах, как символ прусского милитаризма и фашизма. Спасло от разрушения Кафедральный собор только то, что в его стенах был похоронен Иммануил Кант.

Кафедральный собор сегодня

В 1992 году начались работы по восстановлению Кафедрального собора, которые продолжаются и в настоящее время.


Так сейчас выглядит фасад Кафедрального собора в Калининграде
(фото в HD качестве с разрешением 2000 на 3250 пикселей можно открыть в новом окне)



Надпись на немецком над входом в Кафедральный собор

  • По-немецки звучит так: Jesus spricht: Ich bin die Tϋr; so jemand durch mich eingeht, der wird selig werden.
  • По-русски примерно так: Иисус сказал: Я есмь дверь; Тот, кто входит через меня, будет спасен.

(фото в HD качестве с разрешением 2000 на 3000 пикселей можно открыть в новом окне)



Рядом с Кафедральным собором установлен памятник герцогу Альбрехту Бранденбургскому (17.05.1490 - 20.03.1568) - последнему великому магистру Тевтонского ордена и первому герцогу Пруссии, который был похоронен в Кафедральном соборе.


Памятник герцогу Альбрехту, основателю Кенигсбергского университета

Альбрехт Бранденбургский вошел в историю как один из самых великих немецких деятелей эпохи Возрождения. Именно при его правлении было положено начало экономического, политического и культурного развития в Пруссии.

На другой стороне Кафедрального собора можно увидеть могилу и надгробный камень Юлиуса Руппа.


Могила и надгробный камень Юлиуса Руппа (1809-1884), деятеля демократического движения 40-х годов 19 века

Эпитафии (надгробные камни) в HD качестве с разрешением 8100 на 2800 пикселей

Кафедральный собор служил местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, а также родовитого дворянства. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся эпитафии (надгробные камни). Некоторые наружные эпитафии, закрепленные на стенах Кафедрального собора, мне удалось сфотографировать.

Я не алчный фотограф, поэтому здесь можно абсолютно бесплатно посмотреть и скачать некоторые фотографии в полном размере и высоком качестве.


Наружные эпитафии на стенах Кафедрального собора в Калининграде
(это фото в полном размере в HD качестве с разрешением 8100 на 2800 пикселей

Могила Иммануила Канта

В «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора в 1804 году был похоронен великий немецкий философ Иммануил Кант. Этот остров, на котором располагается Кафедральный собор, носит название «Остров Канта».


У северо-восточного угла Кафедрального собора находится могила Иммануила Канта
3025 на 2080 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Иммануил Кант - самый известный уроженец этого города, ставший родоначальником немецкой классической философии.


Надгробие на могиле Иммануила Канта в Кафедральном соборе

На памятном знаке Петру Великому 6 дат

Петр Великий посещал Кенигсберг шесть раз: в 1697, 1711, 1712, 1713, 1716 и 1717 годах.


Кафедральный собор внутри

Обойдя Кафедральный собор вокруг и около, я прошел внутрь. Здесь мне удалось прослушать концерт органной музыки и сфотографировать внутреннее убранство Кафедрального собора - витражи, органы, библиотеку, а также некоторые музейные экспонаты.


Фото в Кафедральном соборе перед началом концерта органной музыки

Видеофрагмент концерта органной музыки

Здесь можно прослушать музыку, записанную во время концерта в Кафедральном соборе:


Видеофрагмент концерта органной музыки в Кафедральном соборе
(продолжительность ролика: 45 сек.)

Кстати, билет на концерт органной музыки в Кафедральном соборе в 2008 году стоил 150 рублей.

Витражи в HD качестве с разрешением 6080 на 3000 пикселей


Витражи в Кафедральном соборе
(фото витражей в HD качестве с разрешением 6080 на 3000 пикселей можно открыть в новом окне)

Большой и малый органы

В Кафедральном соборе установлены два органа - большой и малый.


Эти органы можно увидеть и услышать в Кафедральном соборе. Слева - малый орган, справа - большой


Большой орган Кафедрального собора имеет множество украшений
(фото органа в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне)


Вид на органный зал Кафедрального собора со стороны большого органа


В Кафедральном соборе можно встретить настоящего рыцаря в доспехах

2 этаж


На 2-м этаже можно увидеть план Кенигсберга 1613 года
(этот план Кенигсберга в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне)


Исторический монумент возрождения Кафедрального собора из руин

3 этаж. Валленродская библиотека

Валленродская библиотека была основана Мартином фон Валленродтом еще в 17 веке и просуществовала до Второй мировой войны. Во время войны хранилища Валленродской библиотеки были разрознены, а позднее разграблены. Ее внутреннее убранство выгорело при бомбежках и пожарах.

Кафедральный собор в Калининграде (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кафедральный собор (он же - Кёнигсбергский собор) - одна из главных достопримечательностей Калининграда, именно от него стартуют все туристические маршруты, это старейшая церковь в городе и его визитная карточка. Сегодня здесь не идут службы, зато регулярно проходят органные концерты, концертный зал собора с великолепной акустикой - самый большой в регионе.

В Кёнигсбергском соборе находятся Музей Иммануила Канта и его могила.

Немного истории

Впервые собор упоминается в документах 1333 г. К 1380 г. его украсили фресками и официально открыли для прихожан, но облик дополняли разными деталями вплоть до 1640-х гг. В начале 16 века храм переделали в лютеранский, а затем был основан Кёнигсбергский университет, и собор стал университетской церковью. Затем тут обосновались Валленродская библиотека и «профессорская усыпальница», где был похоронен Иммануил Кант - самый знаменитый житель города за всю его историю.

Кафедральный собор сегодня

Во время Великой Отечественной войны собор сгорел, новый облик в стиле немецкой готики - результат реставрации. От довоенного внутреннего декора уцелели только несколько каменных эпитафий. Восстановили знаменитые часы на башне, колокола, внутренний зал. Над саркофагом Канта из темного гранита возвели колоннаду, а основной зал церкви превратили в концертный.

Несколько помещений занимает Музей Иммануила Канта. В других залах размещена экспозиция, рассказывающая об истории собора и острова Кнайпхоф, а также о знаменитых горожанах. Здесь можно увидеть коллекцию монет и банкнот, деревянную резную библиотеку и мини-орган.

Внутри башенных часов находится современный механизм, устанавливающий точное время по спутнику.

Практическая информация

Адрес: Калининград, ул. Канта, 1. Веб-сайт .

Время работы: ежедневно, кроме 1 января; с октября по апрель - с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь - с 10:00 до 19:00.

Вход: в Музей Канта - 250 RUB для взрослых и 100 RUB для школьников и студентов, в органный зал - 100 RUB для взрослых и 50 RUB для школьников и студентов, концерт - от 350 RUB, экскурсия по музейно-концертному комплексу Кафедрального собора в сопровождении гида - 500 RUB для взрослых и 300 RUB для школьников и студентов. Цены на странице указаны на февраль 2019 г.