Дамаск — один из древнейших на Земле городов. Сирия, столица Дамаск: население, площадь, описание Дамаск столица какой

Дамаск - столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Расположен в юго-западной Сирии рядом с восточным предгорьем Восточно-ливанской горной гряды на Восточном плато (высота 680 метров над уровнем моря) в нижнем течении реки Ба́рада, где она разделяется на семь рукавов. Дамаск территориально расположен в субтропическом поясе, тем не менее, несмотря на близость Средиземного моря, климат жаркий и засушливый. Дамаск - один из старейших городов мира; первые упоминания о нём относятся к 2500 году до нашей эры. Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта.

География и топография

Город расположен на расстоянии примерно в 80 километров от Средиземного моря, к востоку от хребта Антиливан, и стоит на плато, возвышаясь на 680 метров над уровнем моря. Суммарная площадь Дамаска составляет 105 км², 77 из которых - это собственно район городской застройки, а остальная часть занята горой Касиюн.
Район старого города с остатками фортификационных сооружений находится на южном берегу реки Барада, практически пересохшей (средняя высота воды составляет около 3 сантиметров). С юго-востока, севера и северо-востока он окружен районами Аль-Мидан, Саруджа и Имара; их история восходит к периоду Средневековья, когда у ведущих к городу дорог, в непосредственной близости от захоронений религиозных деятелей, возникали поселения. В XIX веке началось активное заселение также и склонов Касиюна (хотя люди жили там и ранее - пригород Эс-Салихия, к примеру, сформировался близ святилища шейха Ибн Араби). Изначально упомянутые поселения строились курдскими военными формированиями и мусульманскими беженцами из европейских регионов Оттоманской империи; они расположены на расстоянии от 2 до 3 километров к северу от старого города.
Центр Дамаска с видом на реку Барада, в один из редких моментов, когда она становится довольно полноводной
В конце XIX века к западу от старого города, на берегах Барады, начал формироваться современный административный и торговый центр, сердце которого известно как «аль-Мардже» («луг»). Это наименование вскоре стало ассоциироваться с главной площадью Дамаска, где расположено здание муниципалитета. Несколько выше, к югу, были размещены мировые суды, почтамт и вокзал. В свою очередь, жилые кварталы европейского типа строились у дороги, ведущей от аль-Мардже к аль-Салихия; деловой и управленческий центр нового города со временем постепенно смещался в этом же направлении.
К началу XX века новые районы строились как к северу от Барады, так и на южном направлении, частично захватывая территорию оазиса Гута. С 1955 года один из таковых, Ярмук, стал местом проживания множества палестинских беженцев. Топографы и проектировщики стремились избежать влияния города на оазис, так что
ближе к концу столетия город расширялся преимущественно на север и на запад (район Эль-Мазза). В последние годы строительство велось также в долине Барады на северо-западе (район Думмар) и на склонах гор к северо-востоку (район Барза). Бедные кварталы, здания в которых часто возводились без официальных санкций, формировались в основном к югу от основной части города. Оазис Гута, снабжаемый водой из реки Барада, ранее окружал Дамаск. К западу по долине реки располагался источник Фиджех, обеспечивавший город питьевой водой. По мере активного расширения города, возведения новых жилых и промышленных зданий, оазис сокращался в размерах; в настоящее время воды в нём практически не осталось. Помимо пересыхания, он также подвергся загрязнению ввиду интенсивного дорожного движения в городе и активного сброса разнообразных отходов, в том числе сточных вод.

Климат

Климат Дамаска является субтропическим полупустынным. Лето очень жаркое и практически без осадков, но смягчается высотой города, которая составляет около 680 метров над уровнем моря. Осадки в Дамаске редки. За год выпадает 130 мм осадков, в основном зимой. Зима в Дамаске заметно холоднее, чем на большинстве территорий, прилегающих к Средиземному морю, ночью часто бывают заморозки, реже - небольшой мороз, иногда выпадает снег. Средняя температура января составляет около +6 °C. Лето в Дамаске типично для городов средиземноморского климата: жаркое и засушливое, осадков практически не бывает. Самым тёплым месяцем является июль, средняя температура которого составляет +27,3 °C. Суточные колебания довольно большие: ночью даже в самые жаркие дни обычно прохладно (в летние месяцы разница может превышать 20 °C, а зимой обычно составляет 10 °C).

Дата основания Дамаска теряется в веках до начала нашей эры. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII век) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до нашей эры.
Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV веку до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. В X-VIII веках до н. э. - центр Дамасского царства. Затем входил в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Израильского царства, Персии и империи Александра Македонского и последовавшего после его смерти эллинистического царства Селевкидов.
В 85 году до нашей эры Дамаск захватили набатейцы, а в 64 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей присоединил его к Римской империи. Здесь размещалась штаб-квартира римских легионов, воевавших с персами. Уроженцем города в эту эпоху (64 год до нашей эры) был греческий историк и философ-перипатетик Николай Дамаскин (греч. Νικολαος Δαμασκινος).
В 395 году город вошёл в состав Византии.
Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.
С 661 по 750 годы Дамаск был столицей халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев. Позднее город был под властью египетских династий, а в 1076 году стал частью государства турок-сельджуков.
Крестоносцы, три раза (1125, 1129, 1148 гг., последняя во время Второго крестового похода) безрезультатно пытались захватить Дамаск. В 1154 году Дамаск был взят войсками Нур ад-дина Зенги. После его смерти в 1174 году Дамаск перешёл под власть Айюбидов. В 1260 году власть в Дамаске захватили египетские мамлюки. Период их правления ознаменовался расцветом искусства и ремесла. В Европу экспортировалась дамасская сталь и дамасское стекло.
В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания. Лучших оружейников и ремесленников увели в рабство в Самарканд. Когда в 1516 году Дамаск занимали войска турецкого султана Селима, город всё ещё лежал наполовину в развалинах.
В Османской империи Дамаск стал одним из провинциальных центров, известных только как транзитный пункт для паломников, отправлявшихся на хадж в Мекку.
В 1833 году Мехмед-Али, овладев Сирией, подчинил себе временно и Дамаск, но европейские союзники султана возвратили его вместе с Сирией Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 года Дамаск стал свидетелем ужасной резни христиан друзами.
С 1920 по 1943 год Дамаск был административным центром подмандатной территории Сирии, подчинявшейся Франции, а после провозглашения независимости Сирии в 1943 году стал её столицей.

Население

Население города по расчётам 2012 года составляет 1 907 471 человек, в агломерации официально живёт 2 552 003 человек (данные на 1 января 2006). Неофициальные оценки исходят из намного большего числа. В связи с боевыми действиями и захватом некоторых населенных пунктов Сирии боевиками, начавшимися с 2011 года, в город хлынуло множество беженцев и временных переселенцев. Многие из них живут у своих родственников, другие - в недорогих отелях и съёмных квартирах и домах. В результате в городе начались достаточно серьезные проблемы с недвижимостью, сдаваемой в наём. Стоимость аренды жилья также значительно возросла и стала недоступной для большинства сирийцев, работающих в государственном секторе.

Религия

Большинство жителей Дамаска являются суннитами. В Дамаске насчитывается более 2000 мечетей, наиболее известной является мечеть Омейядов. Христиане составляют 10 % населения, и существует целый ряд христианских районов, таких как Баб Тума, Кассаа и Гассани; в городе много церквей. Существует небольшая еврейская община. Древняя синагога, находившаяся в районе Джобар, была разрушена захватившими район боевиками.

Административное деление

Дамаск делится на множество районов. Среди них:

  • Аббасиин
  • Абу Руммана
  • Амара
  • Бахса
  • Барамка
  • Барзе
  • Думмар
  • Джобар
  • Кафар Суса
  • Мальки
  • Мазраа
  • Меззе
  • Мидан
  • Мухажрин
  • Канават
  • Рукн Эд-дин
  • Аль-Салихия
  • Саруджа
  • Ша’алян
  • Шагур
  • Тиджара
  • Баб Тума
  • Хиджаз




Рынок Сук аль-Хамидия

Сук аль-Хамидия - это крупнейший розничный рынок во всей Сирии. Он расположен в столице страны, в историческом центре города Дамаск и славится своей древностью.
Сук аль-Хамидия относится к крытым рынкам: базар начинается от ворот Победы и представляет собой почти километровый проход под темной железной крышей. В конце этой торговой улицы стоят высокие древние колонны - остатки римского храма, посвященного Юпитеру.
Это место издавна было торговым, но свой современный вид и название рынок получил только в 1865 году, во время правления султана Абдуллы Хамида II. Немного позже, после многочисленных пожаров, деревянную крышу рынка заменили железной.
На рынке Сук аль-Хамидия продают буквально всё - начиная от кальянов, шелка и ковров ручной работы и заканчивая золотом, специями и традиционными восточными сладостями. Кроме того, на рынке расположено знаменитое кафе-мороженое Бакдаш - локальная достопримечательность Сук аль-Хамидии. Мороженное здесь делают прямо в присутствии посетителей, и оно просто восхитительно вкусное.
В целом, рынок Сук аль-Хамидия - великолепное место для шоппинга. Это шумное, суетливое место, великолепно подходящее для того, чтобы с головой погрузиться в суматошную атмосферу Дамаска и купить множество сувениров на память о Сирии.

Мавзолей Сукейны

Мавзолей Сукейны - это одно из наиболее почитаемых шиитами мест в Дамаске. Расположен он на территории исторического кладбища в Сирии. Считается, что построен он во XII веке фатимидами, прибывшими из Египта. Установить настоящий срок мавзолея Сукейны достаточно сложно, ведь за свою историю он неоднократно подвергался реконструкции.
Женщины, вышедшие из дома Мухаммеда, у шиитов в особом почете. Поэтому на кладбище у женских мавзолеев можно наблюдать большее число людей. Сукейна являлась правнучкой пророка, внучкой Али и дочерью Хусейна. Она считалась самой красивой женщиной. Была замужем много раз.
Недалеко от мавзолея Сукейны расположен комплекс Сейиды Рукийи и Мавзолей Фатимы. Все сооружения очень интересны по своему архитектурному оформлению.

Памятник Салах ад-Дину

Памятник Салах ад-Дину - конная статуя, изображающая Салах ад-Дина, величайшего султана Египта и Сирии, талантливого полководца и духовного лидера ислама двенадцатого века. Памятник расположен в столице Сирии - Дамаске, рядом с историческим центром города.
Открытие памятника было приурочено к 800 годовщине смерти Салах ад-Дина. Бронзовая статуя, созданная знаменитым скульптором Абдуллой аль-Сайедом, была представлена публике в 1993 году.
Скульптурная группа изображает Салах ад-Дина во времена его сражений с крестоносцами. Сам полководец восседает на лошади и сжимает в руке меч, а вокруг него расположены три пеших воина. Как пояснил сам скульптор, он хотел изобразить великого султана не единичным бойцом, а лидером и главнокомандующим, за которым идёт народ. С обратной стороны композиции можно увидеть двух пленников Салах ад-Дина - поверженных предводителей крестоносцев Ги де Лузиньяна и Рено де Шатийона.
Сейчас памятник Салах ад-Дину - популярнейшая достопримечательность Дамаска и узнаваемый символ города. Султан Салах ад-Дин - одна из самых почитаемых фигур в исламе, и его памятник неизменно привлекает к себе туристов-мусульман. Однако мастерство исполнения и выразительность статуи способны впечатлить даже совершенно нерелигиозного человека.

Монастырь св. Марии в Саедная

Монастырь Девы Марии расположен в деревне Саедная, в 27 километрах от Дамаска, на высокой скале (1500 метров над уровнем моря). По преданию, здесь императору Юстиниану явилась Богоматерь и пожелала, чтобы на этом месте был выстроен храм. В 547 году был основан монастырь, сейчас это место паломничества христиан со всего мира, также монастырь очень почитается у мусульман.
В Саеднайском монастыре находится особо почитаемая икона Богородицы, написанная, как утверждают, самим апостолом Лукой. Икона считается чудотворной и мироточивой, паломникам ее показывают не всегда, но можно увидеть ларец, в котором икона скрыта. Кроме этого, в монастыре много древних и современных икон. Любителям древностей будут интересны византийские фрески и мозаики.
Разрешено посещение почти всех помещений монастыря за исключением монашеских келий. При входе в некоторые помещения необходимо снимать обувь. Службы идут на арабском языке. Основное количество паломников собирается здесь 8 сентября каждого года на праздник Рождества Богородицы. От площадки перед монастырем, где останавливается автотранспорт, до дверей комплекса можно подняться не только пешком по каменной лестнице, но и на лифте.

Вокзал Хиджас

Вокзал Хиджас - старинный железнодорожный вокзал, расположенный в столице Сирии, городе Дамаске. В настоящее время вокзал является скорее памятником архитектуры и музеем, нежели транспортным узлом.
Вокзал Хиджас был построен турками в 1917 году в качестве конечной станции железнодорожной ветки Хиджас, по которой мусульманские паломники отправлялись в Мекку. Сейчас вокзал уже утратил своё значение, однако его великолепная архитектура за авторством испанского зодчего Фернандо де Арандо и интересное внутреннее убранство спасли здание от забвения. Потолок здесь красиво украшен мозаикой, а сквозь цветные витражи внутрь попадает много света.
В здании представлен старинный паровой локомотив 1908 года, а также открыто уютное кафе. Рядом расположен книжный магазинчик. А на площади перед вокзалом работает старый фонтан, построенный в одно время с вокзалом.
Посещение вокзала Хиджас, разумеется, не сравнится с осмотром более помпезных достопримечательностей Дамаска - это просто уютное, тихое место, где можно отдохнуть и расслабиться. Именно этим вокзал и привлекает туристов.

Гора Кассион

Гора Кассион (Касьюн) имеет высоту 1155 метров над уровнем моря (высота над "уровнем Дамаска" составляет 456 метров).
Кассион - не только прекрасная панорама, с которой открывается восхитительный вид практически на весь город. Особенно здесь красиво в тёмное время суток. Гора известна также тем, что именно в ней находится пещера, где Каин убил Авеля. Это место называется Макам аль Арбейн. Во время убийства пещера, увидевшая злодеяние, вскрикнула от ужаса. Эту каменную глотку вам с удовольствием продемонстрируют местные экскурсоводы.

Церковь святого Анания

Церковь святого Анания – это непременная составляющая всех паломнических и туристических маршрутов. Назвать церковь святого Анания традиционной церковью сложно, фактически это крипта - подземный храм, восходящий ко временам античного христианства. В настоящее время церковь принадлежит католической общине.
Попав в подземелья храма, вы почувствуете дух гонимой веры, в античные времена скрывавшейся от преследователей.
Ананий был учеником Иисуса и описывается как один из Семидесяти Апостолов, миссия которого записана в Евангелие от Луки 10. Он был послан Богом, чтобы исцелить слепоту Павла и присоединиться к нему с Церковью. Ананий стал первым епископом Дамаска.

Сайданайский монастырь

Сайданайский монастырь - действующий православный монастырь, один из крупнейших женских монастырей в Сирии. Он расположен в деревне Сайдная, неподалёку от Дамаска. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная икона Божьей Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.
Сайданайский монастырь был основан в шестом веке византийским императором Юстинианом I. Согласно легенд, в 546 году во время войны против персов император остановился в деревушке Сайдная, где ему явился ангел. В том же году в этом месте был заложен монастырь, существующий и поныне.
Знаменитая икона Божьей Матери попала в Сайданайский монастырь в восьмом веке. С этим святым образом связано множество легенд и слухов - предполагается, что икона нарисована самим евангелистом Лукой. Также иконе предписываются чудотворные свойства - возле неё зафиксировано несколько исцелений, и с тех пор число паломников к ней не иссякает.
Икона хранится в специальной часовне, в серебряном ларце. Доступ к чудотворному образу ограничен - паломникам можно приблизиться лишь к ларцу, но сама икона скрыта от посетителей. Однако это ничуть не уменьшает число людей, приезжающих в Сайданайский монастырь помолиться рядом со святыней.

Дворец Азем

Дворец Азем находится в Дамаске и считается одной из самых впечатляющих светских построек периода турецкого господства в Сирии.
В архитектуре дворца сочетаются турецкие и арабские элементы, которые делают его уникальным в своем роде.
Снаружи дворец оформлен более чем скромно, что отдает дань исламской традиции. Однако внутреннее убранство дворца поражает воображение посетителя. Каждый, кто сюда входит, окунается в атмосферу роскоши и красоты. Внутренний двор богато украшен цветами, здесь находятся фонтаны.
Дворец был построен в XVIII веке наместником турецкого султана Асад-пашой аль-Аземом. Для строительства дворца скупались или изымались драгоценности, которые имелись у местного населения.
Дворец построен таким образом, что в нем всегда прохладно, что необходимо для сирийского климата. Дворец разделен на две части – официальную для приемов и служебных дел, куда разрешалось входить только мужчинам, и харам-лик – пространство дворца, где располагалась семья, зона личной сферы общения.

Железнодорожный музей в Дамаске

Железнодорожный музей в Дамаске - одном из наиболее старейших городов мира, представляет собой небольшую территорию с достаточным количеством «прообразов» современного подвижного состава. Здесь представлены даже модели, выполненные из дерева. Есть модели паровозов, оставшиеся от англичан.
К большому сожалению, экспозиция, насчитывающая более десятка моделей, требует значительного вложения средств для полнейшей реставрации. Однако руководство не берет плату за вход. И это отличная возможность посетить исторический музей железнодорожного транспорта под открытым небом в Сирии.
Все вокруг пропитано историей. Кроме железнодорожного музея, здесь есть много достопримечательностей, которые стоит посетить.

Большая мечеть Омейядов

Мечеть Омейядов, также известная как Большая мечеть Дамаска, - одна из самых крупных и старейших мечетей во всём мире. Она расположена в историческом центре сирийского города Дамаск и представляет собой огромную историко-архитектурную ценность.
Мечеть Омейядов была построена в начале восьмого века на месте бывшего христианского храма Иоанна Крестителя. Мечеть названа в честь халифа Валида I из династии Омейядов, который и дал приказ о строительстве. Для постройки здания были приглашены лучшие архитекторы из Рима, Константинополя, Персии, Индии. В архитектурном плане мечеть напоминает византийский дворец. Строили ее более десяти лет, в отделке широко использовались золото, жемчуг, перламутр и мрамор. Двор мечети со всех сторон окружает арочная галерея, а пол вымощен полированными плитами.
Для мусульман мечеть Омейядов имеет статус культовой святыни, к ней совершаются религиозные паломничества. В мечети хранится голова и мощи Иоанна Крестителя, который почитаем великим пророком как в исламе, так и в христианстве. Также на территории мечети расположена усыпальница Салах-ад-Дина, знаменитого мусульманского султана и религиозного лидера.
Мечеть Омейядов - удивительное и возвышенное место, куда пускают представителей любого вероисповедания. Красота и масштабы здания захватывают дух, и мечеть пользуется огромным успехом у туристов.

Медресе Захария

Медресе Захария представляет собой мавзолей, расположенный в городе Дамаск, Сирия. Здесь похоронен один из самых легендарных султанов, воевавших с отвагой в Сирии и Палестине, султан Бейбарс. Многие считают, что он похоронен в Каире, но они ошибаются.
На территории Медресе Захария имеется школа и архив. Не так давно здесь прошла полная реставрация с восстановлением рисунков и мозаики на стенах сооружений. В архиве собрана огромнейшая коллекция из редких книг, их насчитывается более 200 тысяч экземпляров. Здание было построено в 1266 году по приказу самого Бейбарса.

Прямая улица Дамаска

Приехав в Дамаск, обязательно посетите Старый город, где главной магистралью является Прямая улица длиной 1500 метров. Упоминание о ней есть в «деяниях Апостолов». На этой улице собраны такие достопримечательности, как дом Иуды (в нём после обращения в христианскую веру побывал святой Павел) здесь же находится небольшая мечеть, в которой похоронен святой Ананий, а также фонтан, водой которого святой Ананий крестил Павла.
В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - «Via Recta» - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой. Эти колоннады сохранились и до сих пор остаются достопримечательностью этого места. Кроме античных колоннад взоры привлекает удачно восстановленная из руин римская триумфальная арка, она расположена практически посреди улицы и окружена скромными двух или трёхэтажными домами. Подобные памятники существовали в каждом сколько-нибудь значительном городе обширной Римской империи.

Национальный музей Дамаска

Национальный музей Дамаска - крупнейший и самый популярный музей Дамаска, столицы Сирии. Музей знаменит в первую очередь уникальной реконструкцией синагоги Дура-Европос, которая датируется вторым веком нашей эры.
Национальный музей Дамаска был открыт в 1936 году, однако подбор будущей экспозиции начался ещё раньше - в 1919 году. Сейчас в музее собраны уникальные археологические и исторические экспонаты, иллюстрирующие развитие цивилизации на протяжении многих веков. Экспонаты разделены на пять тематических групп: доисторический период, древняя Сирия, Византия, исламский период и современное искусство.
Один из ценнейших экспонатов музея - первый в мире алфавит, найденный в городе Эбла. Также в залах можно увидеть каменные статуи арабских богов, бюст угаритского принца, вырезанный из слоновой кости, множество древних фресок и старинных ювелирных украшений. Помимо этого в музее представлена богатая коллекция средневекового оружия.
Национальный музей Дамаска - одна из центральных достопримечательностей сирийской столицы. Богатейшая коллекция музея привлекает сюда множество туристов.

Порт Тартус

Тартус - второй по величине портовый город в Сирии после Латакии. В порту города располагалась советская, а в настоящий момент российская военно-морская база.
Стоит отметить, что это единственная отечественная база за пределами бывшего СССР - пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, в котором могут базироваться российские боевые корабли в Средиземном море.
Военная база существует в Тартусе с 1971 года, она создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море - ремонта кораблей, снабжения их топливом и расходными материалами. Этот объект обслуживают 50 российских военных моряков.
Тартус расположен в 220 км на северо-запад от Дамаска и мене чем в часе езды к югу от Латакии.

Гора Касьюн

Гора Касьюн знакома еще с древних времен. Именно тут, в Сирии, в Дамаске, произошло убийство Авеля его братом Каином. Библия поведала об этом всему человечеству. Здесь расположена пещера, называемая Кровавой или Магарат ад-дамм.
Однако не только этим примечательная лысая гора Касьюн. Здесь на высоте 1150 метров находится смотровая площадка, с которой город Дамаск открывается, как на ладони. Его небольшие улочки, запутанные дорожки и сотни минаретов приходят посмотреть тысячи посетителей.
Возле смотровой площадки есть несколько кафе, которые предлагают продукты, напитки по ценам, выше, чем в городе. Поэтому будьте готовы к красоте и небольшим денежным тратам.



Онлайн экскурсия по Дамаску(видео)

Источник. wikipedia.org, openarium.ru

Сирия – государство в Юго-Западной части Азии.

Сирия входит в территорию Аш-Шам, для которой Пророк Мух аммад просил у Всевышнего благословения. Площадь государства 185 180 кв.км. Столица Сирии – Дамаск.

Дамаск (по-арабски – Димашк) – одна из самых древних столиц и старейший из постоянно обитаемых городов мира. Население города около 4 млн. чел.

Дамаск расположен в нижней части реки Барада.

Плодородная долина реки Барады, выглядит зеленым островом в сирийских песках и базальтовых пустошах. Богатая долина Гаута просто притягивала сюда путников ароматом цветущих садов и прохладой тенистых деревьев. Название долины происходит от арабского, что в переводе означает «низина», «роща», «сад». Для странников, изнуренных долгой дорогой в Дамаск, отдых в тенистых садах Аль-Файха («благоуханного» так еще называли и сам город) был приятен и незабываем.

У этого города восемь ворот: Восточные Ворота Ворота Тума (также на востоке), Ворота Покоя, Ворота Вдохновения, Ворота Победы и др.

Современная часть Дамаска – это довольно просторное место, а чем ближе к его старой части, тем чаще встречаются узкие и тенистые улочки и переулки.

Своего рода преддверием в древний город является крепость, чью постройку связывают с именем легендарного султана Саляхуддина Аль-Аййюбий, да смилуется над ним Аллаh.

На территории современного Дамаска происходило много важных для мусульман исторических событий, в разные времена здесь жили такие Пророки, как Аййюб, Зуль-Кифль, великие теологи Ислама, суфии, святые люди, а также здесь много мест, имеющих для мусульман большое значение. Великие теологи Ислама, прославившие этот город: шейх Фахруддин ибн ‘Асакир (550-620 г.h.), шейх Бадруддин Аль-Хасаний и многие другие.

А также в Дамаске находятся могилы многих святых людей.

В самом сердце Старого города царствует Омавийская мечеть.

Кто был в Дамаске, не мог не обратить внимания на Омавийскую мечеть – достопримечательность старого города. Она завораживает своей красотой как снаружи, так и внутри. На самом деле эта мечеть – архитектурная достояние Исламского искусства и не только сама мечеть, но и весь район, который ее окружает: парк отдыха, старинная торговая площадь, один из правительственных дворцов и многое другое. Это одно из самых красивых мест в Дамаске и все дороги старого города ведут к древней мечети.

История мечети возвращает нас к первому столетию по hиджре, когда Дамаск стал столицей Исламского Халифата, после г. Медины и г. Куфа. Омавийская мечеть была построена во времена Аль-Уалида ибн ‘Абдуль-Малика. Он сказал: «Я хочу построить уникальную мечеть, у которой нет в мире аналогов» . А также он говорил жителям Дамаска: «У вас есть четыре предмета для гордости: вода, воздух, фрукты и бани. Я хочу, чтобы был еще и пятый – великолепная мечеть» . Строительство мечети продолжалось 10 лет, и на ее постройку ушло сотни тысяч динаров. За все время здание мечети, по Воле Аллаhа, выдержало разные катастрофы, начиная с землетрясения в Дамаске, в конце Омавийского халифата, а также пожары, когда сожгли город во время ‘Аббасситского государства, во время Айюбия и Мамлюкийя, а также в эпоху Османского государства.

В отдельном помещении при мечети похоронены Пророк Ях ья (по некоторым мнениям ученых), Хусейн — сын четвертого «праведного» халифа ‘Али, внук Пророка Мух аммада, а также здесь хранится волосок из бороды Пророка Мух аммада, мир Ему.

Вам может понравится

Построенные в XIII — XVIII вв. мусульманские культовые сооружения: мечети, медресе, теккие, дюрбе, — в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью культурного наследия. На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально — этические положения.

Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры. В Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов, золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имён и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий.

В 1314 г. по приказу хана Узбека в Крыму была построена мечеть, которая сохранилась и до наших дней. Самая большая в Крыму мечеть, сооружённая в честь султана Селима в г. Кефе (Феодосия), строение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезлеве (Евпатория) Хан — Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова XVI — XVIII вв. — Бахчисарай, Кезлев, Карасубазар, Ор (Перекоп) активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году — 38, ныне же сохранилось лишь 8. Карасубазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 1786 г. — 21. В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством. Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван — сараев XVII в., двух бань («Буюк хам-мам»), а также трёх мечетей: “Хан — Джами», “Штор Джами”, “Буюк Джами».

Ныне в Карасу базаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в XVII веке находились здания 26 мечетей, в 1786 году — 21. ныне сохранилось только три. Итак, общее количество мечетей сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно, такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу войны, количество мечетей сократилось до 1492.

В 1860 — 62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, эмигрировало в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты.

К. Ханацкий в «Памятной книге Таврической губернии» (1867 г.) показал масштабы этой трагедии: “…в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 душ. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симферопольском уезде выселилось татар за границу 17459 душ из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу… Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 душ и размешавшихся в 196 деревнях, и которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами…”

С 1944 Г. ВПЛОТЬ ДО КОНЦА ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ПЕРИОД, КОГДА УНИЧТОЖАЛОСЬ ВСЁ, ЧТО МОГЛО БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО: КЛАДБИЩА, КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ДЕРЕВНИ, ТОПОНИМИКА…

В связи с сокращением населения и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, в 1890 году, ещё меньше — 737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончания Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!).

С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды мусульманские молитвенные здания, в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно — технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы — читальни и т. д.

В 1938 году оставшиеся функционирующие мечети были закрыты, а с 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступил период, когда по возможности уничтожалось всё, что могло напоминать о народе Крыма: кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика.

(по материалам Абдуллаева И.)

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КРЫМУ МЕЧЕТЬ, СООРУЖЁННАЯ В ЧЕСТЬ СУЛТАНА СЕЛИМА В КЕФЕ — СТРОЕНИЕ ЗНАМЕНИТОГО ТУРЕЦКОГО ЗОДЧЕГО ХОДЖА СИНАНА РАЗОБРАНА В 1833 ГОДУ В КЕФЕ

Текие дервишей воздвигнут недалеко от главных ворот Одун-базара, вдали от городской суеты Кезлева. Это неотразимый исторический шедевр Возрождения крымского мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии на полуострове как ансамбль, — в нем сосредоточены мечеть, текие, медресе

Первоначально текие было деревянным, вероятно, на его же фундаменте был построен каменный текие.

В конце XVIII века в Крыму насчитывалось 22 текие различных тарикатов. Во главе каждого тариката стояли шейхи, объединяющие до 30-40 дервишей. Шейхи в Крымском ханстве были наделены политической властью, среди мусульман пользовались большим авторитетом и влиянием. По утверждению Эвлия Челеби, «…в Гезлеве было несколько текие», из которых сохранился и дошел до наших дней только один. Текие на площади «Одун-базар» дает предположение, что по количеству келий и стилю строения был основан шейхами, выходцами из Коньи.

Центрально-купольное сооружение из камня-ракушечника, покрытое черепицей-сарматкой (татаркой) местного производства, с девятнадцатью кельями. Во дворе с южной стороны было кладбище, где были похоронены правоверные мусульмане, шейхи, священнослужители, послушники текие-дервиши.

В мечети проводились пятничные молебни, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон – типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Венчал его Алан – полумесяц, обращенный в сторону Къыбла.

Ансамбль «Текие-дервиш» состоит из разновременных построек: Текие считается первоначальным сооружением, медресе, более ранним строением начала XVIII века. Мечеть находилась на улице нынешней Интернациональной.

Изучая строение и основание мечетей, которые были в Гезлеве уничтожены, Моисей Гинзбург отмечает: «Минарет мечети в ансамбле „Текие“ очень похож на минарет мечети „Ашик Омера“. Они имели одинаковые основания, оба невысокие, колоннообразные».

Таким образом, напрашивается вывод что технические условия те же, и что обе эти мечети построены по одному и тому же проекту. По архивным материалам мечеть «Ашик Омера» находилась в Гезлеве на современной улице Караимской.

Здание медресе в ансамбле «Текие-дервиш» в советский период сделали «Чайную». В 80-х годах XX столетия археологи Крыма решили для себя построить гостиницу, пристроили второй этаж. В таком виде представлен ансамбль «Текие-дервиш».

В Священном Кур’ане сказано означающее: «Аллаh создал два моря: одно с солёной водой и другое — с пресной. Их воды соприкасаются без видимой преграды, но не смешиваются по Воле Аллаhа». (сура 55 «Ар-Рахман», аяты 19-20)

На земле много удивительных мест, где воды различных водоемов встречаются, но не смешиваются. Например, исследования воды Средиземного моря и Атлантического океана в месте их слияния (в Гибралтарском проливе) показали, что состав и свойства воды в каждом из них отличаются. Каждая из этих водных масс имеет свою температуру, плотность, свой солевой состав, животный и растительный мир. Но даже несмотря на сильные волны, течения, приливы и отливы, их воды не смешиваются и не переходят через невидимый барьер.

Знаменитый исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто говорил: «В 1962 году немецкие ученые обнаружили, что в Баб-эль-Мандебском проливе, где сходятся воды Аденского залива и Красного моря, воды Красного моря и Индийского океана не смешиваются. Следуя примеру своих коллег, мы стали выяснять, смешиваются ли воды Атлантического океана и Средиземного моря. Сначала мы исследовали воду Средиземного моря — ее естественный уровень солености, плотности и присущие ей формы жизни. То же самое мы сделали в Атлантическом океане. Эти две массы воды встречаются в Гибралтарском проливе уже тысячи лет, и логично было бы предположить, что эти две огромные водяные массы давно должны были бы перемешаться — их соленость и плотность должны были стать одинаковыми, или, по крайней мере, схожими. Но даже в местах, где они сходятся ближе всего, каждая из них сохраняет свои свойства. Другими словами, в местах слияния двух масс воды «водный занавес не дал им смешаться».

Исследования учёных-океанологов последних десятилетий подтверждают удивительное свойство морей: их воды не перемешиваются. Более того, в океанах есть глубинные реки и озера, и даже водопады, свойства воды которых отличаются от окружающей воды океана, и не смешиваются с ней!

Место слияния рек Цзялин и Янцзы в Чунцине (Китай) Река Цзялин справа тянется на 119 км. В городе Чунцин она впадает в реку Янцзы. Чистые воды Цзялин встречаются с коричневыми водами Янцзы.

Другой удивительный пример — место встречи двух рек Велны и Нельбы (Польша). Они пересекаются строго под прямым углом, но их воды, нисколько не смешиваясь, текут дальше по своим руслам. Исследователи не раз проводили эксперименты: в Нельбу наливали синюю краску, а в Велну — красную. В месте пересечения рек краски не смешивались: синяя текла поверх красной.

В мире существует также немало других мест, где можно наблюдать это удивительное явление — водоемы «встречаются», но не смешиваются.

Дамаск является самой древней столицей мира и одним из самых живописных арабских городов. Если верить легенде, то именно здесь поселились Адам и Ева, изгнанные из рая.

Самое раннее упоминание о Дамаске зафиксированы в аккадских табличках и в документах XVIII династии египетских фараонов (примерно XIV – XII вв. до н. э.), где город называется "Димаску" или "Димашка". В первой книге Ветхого завета город упоминается как хорошо известный и важный центр. В Библии Дамаск называется столицей древней Сирии и как город, славящейся торговлей.
До XV в. до н.э. Дамаск был владением египетских фараонов.
В XII в до н.э. арамеи основали Дамасское царство.
Но настоящая слава к Дамасскому царству пришла после смерти царя Израильско-Иудейского царства Соломона (ок.928 г. до н.э.). В то время территория Дамасского царства была обширной и включала в себя Израильское царство. Завоеванные государства должны были платить подать или участвовать в войнах против врага Дамасского царства – Ассирийской державы.
Но в 734 – 732 гг. до н.э. Дамасское царство было разгромлено и разграблено.
После падения Ассирии Дамаск, как и вся Сирии , стал частью Ноно-Вавилонской (Халдейской), затем в 539 г. до н.э. отошел к государству персидской династии Ахеменидов.
В 333 г. до н.э Александр Македонский вторгся в Малую Азию и занял Дамаск .
Греки терпимо относились к захваченным территориям, мало грабили и мало разрушали, уважали чужую религию, при этом охотно распространяли свою культуру и делились знаниями, строили города, храмы и дороги. При греках города начали перестраиваться в соответствии с при привычной для победителей четкой прямоугольной планировкой кварталов.
Когда власть эллинов стала рушиться, Дамаск перешел под защиту государства арабов-набатеев.
В 64 г. до н.э в Дамаск вступил римский полководец Гней Помпей. Сирия стала провинцией Римской империи . Римские императоры быстро сообразили, что каждый караван, следующий через их новые владения, приносит казне весомые доходы. Поэтому Рим всячески поддерживал и поощрял торговлю, старался обеспечить безопасность купцов, оградить их от многочисленных в то время разбойников.
Со временем Дамаск стал одним из центром, который снабжал многочисленные гарнизоны Римской империи в пустыне и на Евфрате пшеницей, маслом, вином.
Оценив значение города, император Адриан во II в. сделал Дамаск главным городом области.
При Септимии Севере (III в.) Дамаск получил статус колонии (статус колонии давался крупному и стратегически важному поселению) , а мастерство оружейников дало ему почетный титул "города арсенала".

Юлиан (IV в.) назвал Дамаск глазом Востока.
Римляне возвели вокруг города прямоугольную стену, которая имела семь ворот, подвели акведук, для чего был прорыт первый искусственный рукав от реки Барады. Храм Хадада был перестроен в храм Юпитера (но в храме поклонялись обоим божествам) .
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Дамаск отошел к Восточной империи (Византии).
На заре христианства в Дамаске проповедовал Святой Павел. В городе есть места, связанные с важнейшими событиями жизни апостола. Позже Дамаск становится центром епископства считавшегося вторым по значению в Антиохийской Патриархии.
В VII в. византийцев вытеснили арабы.

"Прощай, о Сирия! - молвил брат византийского императора Ираклий, узнав о поражении, - Какая прекрасная страна досталась противнику!"
С 661 по 762 г. Дамаск был столицей огромного халифата династии Омейядов, простиравшейся от Инда до Пиренеев. От этой эпохи остался великолепный памятник мечеть Омейядов .
В 750 году к власти пришла династия Аббасидов, и в 762 году столица халифата была перенесена в Багдад.
Аббасиды разрушили дворцы и могилы ненавистных Омейядов, также были разрушены римские стены. Мечеть Омейядов осталась цела благодаря тому, что это была третья мечеть по значимости после Каабы в Мекке и "мечети Скалы" (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме.
В 878 г. Дамаск оказался под властью египетских династий. Был период, когда город захватил тюркский авантюрист Афтскин и управлял им под покровительством византийского императора.
Город неоднократно горел и беспорядочно отстраивался на пепелище. В 1074 г. свирепствовала чума. Также в это время были возведены новые стены вокруг города.
В 1076 г. Дамаск стал частью государства тюрок-сельджуков.
В начале XII в. Дамаск имел свою собственную династию – Буридов, проводившую политику лавирования между крестоносцами и тюркским атабеком Зенги, правившим в Алеппо и Мосуле. Крестоносцы несколько раз безуспешно пытались захватить город, однако в конце концов он достался сыну Зенги атабеку Нур ад-Дину, который продолжал начатую отцом «священную войну», объединил мусульманскую Сирию и сделал Дамаск столицей.
В 1174 г. Сирия перешла в руки египетского султана Салах ад-Дина - бывшего подданного Нур ад-Дина и его наследников, образовавших династию Айюбидов. При Салах ад-Дине (Саладине) Дамаск снова расцветает; строится цитадель, появляются первые медресе, бимаристан. Возобновляется торговля с Европой через образованные крестоносцами мини-государства.
В 1260 г. Дамаск перешел к египетским султанам-мамлюкам и стал столицей сирийской провинции. От этого периода в городе осталось много медресе с усыпальницами правителей-мамлюков, а также зданий украшавших город.
К 1300 г. Дамаск был разгромлен монголами, а в 1400 г. Тамерлан разрушил город практически до основания. Лучшие ремесленники, в том числе знаменитые оружейники и стеклодувы, были уведены победителем в Самарканд. Именно тогда был утерян секрет знаменитой дамасской стали.
В 1516 г. войска турецкого султана Селима заняли Дамаск, но город еще лежал наполовину в развалинах. Так Дамаск вместе с Сирией вошел в состав Османской империи. При турках город восстанавливается и становится столицей важной области.

Дамаск стал главным пунктом, где сходились пути паломников со всей огромной империи, что способствовало процветанию города. Это был периода подъема, Дамаск бурно строился, появлялись караван-сараи и бани.

С конца XVIII в. в стране усиливаются анти-турецкие настроения, вспыхивают восстания. И в 1831 г. убивают пашу Дамаска. Этим моментов воспользовался Египет, и в 1833 г. городом овладел Мухаммад Али. Но в 1840 г. власть Турции вернулась.
В мае 1915 г. в Дамаске несколько арабских политических организаций договорились с англичанами о сотрудничестве в войне против турок и немцев при условии создания впоследствии единого государства из всех арабских областей Османской империи. Англия приняла эти условия, но в 1916 г. заключила с Францией секретный договор Сайкс-Пико о разделе арабских земель на сферы влияния. В сентябре 1918 г. на юге Сирии началось антитурецкое восстание, совпавшее с наступлением английских войск. Турки были разгромлены и к концу 1918 г. изгнаны из Сирии.
С 1920 г. по 1943 г. Дамаск был административным центром подмандатной территории Сирии, подчинявшейся Франции , а после провозглашения независимости Сирии в 1943 году, стал ее столицей.
В 1971 году президентом Сирийской Арабской Республики стал генерал Хафез Асад, который потом переизбирался на этот пост еще четыре раза.
В 2000 году после смерти Хафеза Асада, президентом стал его сын Башар Асад.

Карта маршрута:

1. Дамаск - самая древняя столица мира. История города.
2. Старый город: цитадель, рынок Хамидия, мечеть Омейядов.
3. Старый город: медресе Захирия, мечеть Сейида Рукыя, медресе Нурия, дворец Азем, рынок пряностей.
4. Старый город: улица Прямая, римская арка, собор Святой Девы Марии, Баб Шарки, часовня Святого Павла, дом Святого Анании, христианский квартал.

Дамаск от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Дамаске.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Дамаск - один из самых древних городов мира и самая древняя из действующих столиц планеты. Его прошлое напрямую связано со многими главами в Библии: по преданию, именно здесь Каин убил Авеля, апостол Павел принял христианство, а царь Нимрод нашел свое последнее пристанище.

Как добраться до Дамаска

По воздуху

Международный аэропорт Дамаска находится в 26 км от центра города и принимает рейсы из Халеба, Дейр-аз-Зура, Латакии и других городов со всего мира. Компания SyrianAir летает в Алеппо (1 час в пути), Дейр-аз-Зур (1 час), Камишль (1,5 часа) и Латакию (45 минут).

Добраться до центра города можно как на такси, так и на автобусах, которые приходят в центр города, на остановку Baramkeh; отправление каждые полчаса, круглосуточно.

Поиск авиабилетов в Дамаск

На поезде

Из Дамаска отправляются поезда в Алеппо, Хомс, Хаму, Ракку, Дейр-аз-Зур, Латакию, Тартус. Однако, ж/д - не самый популярный вид транспорта в стране, поезда делают много остановок и идут очень медленно. Самый лучший «перегон» находится между Алеппо и Дамаском. Кроме того, раз в неделю отправляются ночные поезда в Стамбул (35-36 часов) и Тегеран (60 часов), два раза в неделю - в Амман.

Главный ж/д вокзал Khaddam расположен на южной окраине города. Помимо него, в Дамаске есть еще одна центральная станция, которая находится в самом центре - Hejaz.

На автобусе

В Дамаске два автовокзала:

  • Harasta, расположенный в 6 км от центра города, откуда отправляются автобусы на север страны. Сюда можно добраться на микроавтобусе от остановок Al-Merjeh или Shoukri al-Quwatli.
  • И новая автостанция Al-Samariyeh, которая находится на западной окраине города. Отсюда отправляются автобусы на юг страны - в Босру, Бейрут, Амман и другие города Ливии, Египта и Иордании.

Кроме того, в городе расположено несколько автостанций микроавтобусов, которые курсируют по близлежащим окрестностям города.

Все автобусы крупных частных компаний отправляются с терминала Harasta: на Алеппо (5 часов), Дейр-эз-Зур (7 часов), Хаму (2,5 часа), Хомс (2 часа), Латакию (4,5 часа), Пальмиру (5 часов) и Тартус (3,5 часа). Самые популярные и надежные компании - Kadmous и Al-Ahliah.

С терминала Al-Samariyeh также отправляют свои авторейсы множество компаний, самая лучшая - Damas Tours: Босра (в пути 2 часа, отправление каждые 2 часа с 8:00 до 22:00) и «Суведия» (в пути 1 час 40 минут, отправление каждый час с 8:00 до 20:35).

Международные рейсы отправляются с терминала Al-Samariyeh: Бейрут (4,5 часа, отправление каждый час с 7:30 до 18:30), несколько автобусов в день до Аммана (5-7 часов в пути).

Автобусы в Стамбул (в пути 30 часов) и другие турецкие города отправляются с терминала Harasta.

Прогноз погоды

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Кухня и рестораны Дамаска

Множество ресторанчиков находятся в районе рынка Сук-Саруджа. Здесь стоит попробовать знаменитый вегетарианский фаляфель (20-30 SYP), куриную шаурму (50 SYP) и манакеш (10-20 SYP). Самые отважные могут рискнуть отведать кебаб из верблюда. Все это вкусно, недорого и вполне безопасно для среднеевропейского желудка. Здесь же находятся множество фаст-фуд кафе, где можно перекусить картошкой-фри (40-50 SYP), бургером с курицей (75 SYP) или пиццей (110 SYP на одного).

Чтобы попробовать настоящую дамасскую кухню, стоит прогуляться к району Мидан (Midan), который лежит южнее старого города. Сюда легко добраться от западных ворот Сук-аль-Хамадийя или от Баб-Сагир. Главная улица - Jazmatiya - предлагает огромный выбор традиционных кафешек с фаляфелем, шаурмой и т. п.

Самые шикарные рестораны города: Scoozi (лучшая пицца в городе, в меню нет алкоголя), Haretna, Nadi al Sharq (близ отеля Four Seasons, лучшая индийская кухня в Дамаске, здесь дважды обедал президент), Rotana Cafe, Cafe Trattoria (итальянская кухня), Leila’s Restaurant and Terrace, Beit Jabri Restaurant (Sharia as-Sawwaf, 14), Arabesque Restaurant (сирийская и французская кухня) и Downtown.

Развлечения и достопримечательности Дамаска

Старый город Дамаска считается уникальным объектом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Окруженный римской стеной и сохранивший во многих местах изначальную планировку, он интересен своими античными кварталами и улицей Виа-Пекта. Другие здешние «маст-си»: известная на весь мир мечеть Омейядов, где хранится голова Св. Иоанна Крестителя, мавзолей Салах-ад-Дина, в котором покоится прах легендарного султана, начавшего изгнание крестоносцев с Востока, резиденция турецкого вали - дворец Каср-аль-Азем, кафедральный собор Антиохийской православной церкви (Храм Богородицы), подземная церковь Св. Анании (в ней был крещен апостол Павел), башня Баб-Кисан, мечеть Такия-ас-Сулеймание. Город также славится многочисленными средневековыми медресе и рынками, в том числе знаменитым Сук-аль-Хамидийя и крупнейшим рынком пряностей «Бзурия».

Старый город Дамаска считается уникальным объектом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не менее интересны и многочисленные гробницы: Сейида-Зейнаб - внучки пророка Мухаммеда, Сейида-Рукыйя - внучки халифа Али, дочери Хусейна, кладбище Баб-ас-Сагыр, на котором похоронено множество исторических персон. А пещера Магарат-ад-Дамм на склонах горы Касьюн знаменита прежде всего тем, что именно в ней, как считается, Каин убил своего брата (саркофаг Авеля находится там же).

Самым интересным музеем в городе считается Национальный музей с его уникальными артефактами древних цивилизаций от Месопотамии до Финикии, собранием первых образцов письменности, коллекцией провинциального античного искусства, знаменитой коллекцией оружия, реконструкцией синагоги Дура-Эуропос с единственными для своего времени фресками на тему ветхозаветных сказаний, а также роскошной этнографической коллекцией. Военный музей в Дамаске славится одной из самых богатых коллекций древнего и средневекового оружия в мире. Бимаристан, музей истории медицины с редкими экспонатами, в свое время был больницей и медицинской академией средневекового Дамаска.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Дамаск - столица Сирии и второй по величине ее город, известный своим древним происхождением и богатейшей историей.

Упоминания о населенном пункте начинаются еще с библейских времен и даже несколько раньше. До сих пор достоверно не установлено, когда именно появился город. Есть предположения, что столица Дамаск была основана Адамом и Евой. А по другим версиям считается, что именно ее строительство стало первым после Но исторические сведения говорят, что наиболее ранние упоминания о городе появляются в XV в. до н. э. Тогда он находился во владении египетских фараонов и носил название Димашк. Начиная с того времени, Дамаск носит звание центра торговли и ремесел.

Объявление столицей и дальнейшая судьба

С X в. до н. э. город обретает статус столицы Дамасского государства арамейского народа. Но по прошествии двух веков ассирийские захватчики покоряют эти земли. Происходят казни, разгромы и с этого момента город становится частью Ассирии. Но это продолжается недолго. В VI в. до н. э., после упадка Ассирии, Дамаск отходит к а после него к персидским завоевателям.

Именно после этого события часто задавали вопрос ученики общеобразовательных школ: "Дамаск - столица какой страны?". Точный ответ можно найти ниже.

Спустя несколько столетий отряды Александра Македонского занимают город. Греки, несмотря на воинственность, относятся довольно уважительно к постройкам и жителям завоеванной местности. Именно в это время Дамаск растет, улучшается качество дорог, городских построек. После ухода из жизни Александра Македонского происходит разделение империи на множество мелких владений. А в 64 году до н. э. завоеватель Гней Помпей присоединяет территорию города к Римской империи. Сирия становится провинцией.

В этот период столица Дамаск расцветает как центр торговли, поскольку через него проходят важнейшие торговые пути. Римляне всеми способами стараются защитить город от разбойников и налетчиков. Для чего возводят вокруг него стену с семью воротами и подводят к Дамаску искусственно созданный рукав от реки Барады. С 395 года, после на Восточную и Западную, данная территория отходит к Византии и остается ее частью до VII века.

С 661 г. город находится под властью Омейядов, которые начинают проповедовать ислам. Но уже в VIII веке к правлению приходит династия Абассидов и столицу переносят в Багдад. Воины новых правителей разрушают и сжигают постройки Омейядов, кроме того, они уничтожают стены, построенные римлянами.

Тяжелое время в Дамаске

С этого момента для Дамаска начинается смутное время. Власть сменяют египетские правители, турки-завоеватели, и крестовые походы не обходят стороной древний город. В 1300 г. Дамаск покоряют монголы и несут с собой смерть и разрушения. В 1400 г. Тамерлан почти полностью разрушает город и уводит в плен его лучших ремесленников и оружейников. С 1516 г. эта территория становится одной из частей Османской империи и остается в ее составе до XIX века. За это время развитие города стоит на месте и он становится ничем не примечательной провинциальной частью империи османов. В 1920 г. Дамаск включен в состав Франции. И остается ее частью до 1943 г., когда Сирия получает независимость и городу вновь возвращают статус столицы.

Территория и название

Территория столицы Сирии располагается на плато. Расстояние до Дамаска от Средиземного моря составляет около 80 километров. Площадь всей территории - 105 кв. км и небольшая часть города занята горой Касиюн. Если верить преданиям, именно в этих местах был убит Авель. Это вполне объясняет название города - Дамаск, что в переводе с арамейского означает «кровь брата». До некоторых пор столица Сирии была окружена оазисом, а река снабжала его водой. Но постепенно Дамаск расширялся, оазис становился все меньше и грязнее, а водоток Барада на данный момент практически пересох.

Климат

Что касается погоды - лето обычно засушливое, жаркое, но, поскольку город возвышается на 700 м над уровнем моря, это несет живительную прохладу. Зимой же температура может опускаться до +6 °C и даже возможно выпадение снега. Наиболее жарким месяцем считается июль. И, необходимо заметить, что даже если день был очень теплым, ночью все равно будет довольно прохладно.

Население и религия

Столица Дамаск является домом для 1,75 млн человек, но это лишь по официальным подсчетам. Другие источники говорят о гораздо большей численности, которая достигает почти 4 млн.

Религия является важной частью жизни Дамаска. На этой территории сосуществуют христианство и мусульманство. Большинство жителей Дамаска принадлежат к религии суннитов. Христиане же составляют всего около 10% численности населения. Помимо основных религиозных направлений в Дамаске существует еврейская община.

Дамаск - город, являющийся важным центром Сирии

Столица Сирии является не только историческим центром, но и, безусловно, промышленным. Здесь, помимо, торговли, берущей свое начало еще в древности, активно развивается пищевая и фармакологическая промышленность. Также текстильная индустрия определенно занимает ведущее место в развитии экономики города. Огромный вклад вносят различные виды ремесел, появившиеся еще в глубоком прошлом. Это производство различных золотых, серебряных украшений, ковров, тканей. Легендарные изделия из по-прежнему остаются интересными для посетителей из разных стран.

Туризм

Часто люди задаются вопросом о том, Дамаск - столица какой страны, ведь много слышали положительных рассказов о культуре этого города.

В последнее время развитие туризма активно вносит вклад в подъем экономики Дамаска. Город богат достопримечательностями, историческими памятниками, а разнообразие товаров так и манит путешественников со всех стран. К тому же строительство отелей, кафе, ресторанов способствует комфортному пребыванию в столице Сирии. Что, конечно, притягивает, любящих отдохнуть с удобствами, туристов.

Образование

Столица Дамаск по праву считается образовательным центром Сирии. Здесь находится крупнейший и древнейший его университет, открывший свои двери еще в 1903 году. Помимо главного учебного заведения страны, существуют еще и частные учреждения: Сирийский виртуальный университет, Арабский Международный университет, Международный университет науки и техники и другие.

Части города

Поскольку история Дамаска богата налетами захватчиков и сражений, город полон следов от разрушений, понесенных в боях. Существует две части города: Старый и Новый. Именно Старая часть наиболее интересна для посещения. Здесь можно найти следы уцелевшей стены, построенной еще римскими захватчиками. Семь ворот, сохранившихся в стене, собирают немало туристов. Кроме того, вся планировка старой части города считается наследием Римской империи. Узкие улочки, взявшие начало в древние времена, оформились еще при римских завоевателях. Поэтому Дамаск - город, несущий свое историческое наследие по сей день.

Достопримечательности

Одной из известнейших достопримечательностей города является мечеть древней династии Омейядов. На территории ее находится здание, в котором хранится волос из бороды пророка Мухаммеда, что привлекает паломников со всех уголков планеты. Кроме того, мечеть носит звание самой большой в мире.

В целом город богат религиозными памятниками. Здесь находится церковь Святой Анны, расположенная под землей; мечеть Такия ас-Сулеймания, которая считается красивейшей мечетью и множество других достопримечательностей.

Для любителей необычного особенно интересны будут кладбище Баб-ас-Сагыр, где расположены захоронения известных личностей; пещера Магарат ад-Дамм в горе Касиюн. По легенде здесь Каин свершил убийство брата. Неподалеку от пещеры можно найти и саркофаг убитого Авеля. Население Дамаска отлично знает эту легенду и готовы рассказать ее каждому туристу.

Национальный музей города будет интересен своими экспонатами, многие из которых дошли до современного мира с самых древних времен. Здесь можно рассмотреть фрески, первые образцы письменности. Военный музей продемонстрирует коллекции самых разнообразных видов оружия. Не только современного мира, но и средних веков.

Конечно, достойны посещения знаменитые рынки Дамаска, на которых можно найти чудесные образцы ткани, различные виды оружия из легендарной дамасской стали и многое другое.

Вообще, вся Сирия, Дамаск в особенности, пронизана историей, загадкой древних времен. Здания, мечети, церкви, сами улицы города позволяют назвать столицу одной большой достопримечательностью. Недаром он занимает не последнее место в списке ЮНЕСКО как часть великого наследия мировой культуры.

Как добраться в Дамаск из Москвы?

В Дамаске находится один из крупнейших аэропортов Сирии международного значения. у столицы Сирии нет. Добраться до Дамаска из главного центра России можно прямым рейсом. Расстояние по прямой от Москвы занимает около 2,5 тыс. км. Международный сирийский аэропорт находится в 26 км от города. Доехать до него можно на автобусе или взяв в аренду автомобиль. В настоящее время достаточно легко добраться до столицы такой страны, как Сирия. Дамаск стоит того, чтобы посетить его достопримечательности!